Рудольф Михайлович Шашин, капитан теплохода “Александр Радищев”

 

Посадили на борт туристов, и через три дня мы общая семья

 

 

Я окончил в 1962 году Горьковское речное училище, затем институт инженеров водного транспорта. В прошлом году было 40 лет, как я на флоте. И, конечно, это моя жизнь в полном смысле слова. У меня, конечно, есть дом, но я всегда говорю: “У меня нету дома, а есть судно, на котором я плаваю всю жизнь”. Рано или поздно придется сойти на берег, но трудно представить, что я покину мостик капитана.

 

С иностранными туристами я работаю давно. В 1976 году я был назначен на должность капитана теплохода “Александр Пушкин”. Линия у нас тогда была небольшая по протяженности – от Казани до Ростова. В силу некоторых причин многие города были у нас закрытые. Например, Самару, Саратов мы проходили мимо. Мы всегда делали 12-14 рейсов за навигацию. В то время у нас были туристы из многих стран. Я всегда после навигации подводил итог, и получалось в среднем 22 страны за навигацию. Туристов всегда поражала скромность экипажа. В то время ни о каких чаевых, ни о каких долларах у нас не могло быть и речи. Тяга туристов на Волгу повышалась из года в год.

 

Сейчас работать намного легче. Можно делать разнообразные линии, скажем, из Москвы мы можем пойти с иностранными туристами на Нижний Новгород, на Пермь, куда угодно. А тогда был только один маршрут – Казань – Ростов. Конечно, и команда работает намного раскрепощеннее. В начале рейса мы обязательно делаем презентацию, потом делаем презентацию в течение рейса, потом делаем прощальный ужин. Туристам, конечно, это все очень нравится. А каждая встреча с капитаном для них – это то, о чем они мечтают. Я ни в коей мере не хочу ставить свою фигуру на высший уровень, но это так.

 

Я вспоминаю 80-е годы. На теплоходе “Александр Пушкин” отдыхала Марта Шаляпина, дочь Федора Шаляпина. Каждый раз, когда я выходил, она говорила: “Господин капитан, а мы с вами пойдем кофе пить?” Я хоть кофе и не очень люблю, всегда шел с ней в бар и мы пили кофе. Ей было 78 лет. Она говорила: “Я много стран объездила, а в Россию приезжаю, как в родной дом”.

 

Люди приезжают из разных стран, и они довольны. Я не о своем теплоходе говорю, а в целом о фирме (“Волга-флот тур” - А.С.), которую мы представляем. В московском филиале у нас восемь теплоходов, и нам многие завидуют, что мы попали в этот филиал. Почему? Потому что директор филиала Александр Александрович Трофимов – это человек, который действительно живет судами. В прошлом году мы ходили с французами, сделали 12 рейсов. После окончания навигации не было никаких замечаний от фирмы, которая нас фрахтует (Transtours - А.С.).

 

В начале 90-х Вы были назначены капитаном на теплоход, который так и не пришел в Россию…

 

В 1991 году я был командирован в Германию для получения нового теплохода. Эти теплоходы начали строиться еще в ГДР, а заканчивали их строительство уже в Германии. Теплоходы были построены на верфи Бойценбург, а доводились до окончательного принятия под российский флаг уже в городе Висмар. Это были очень комфортабельные теплоходы. Достаточно сказать, что трехместных кают на них не было, были только каюты “люкс”. Очень много было баров, две сауны, тренажерный зал, в общем, это было то, о чем мы мечтали. Когда я пришел на этот теплоход, я был очень доволен. Было много радости – получить под командование такой теплоход! Назывался он “Аркадий Гайдар”. В то время его внук был у власти.

 

Я прожил в Германии полтора года, каждый день ждал, что будут подписаны соответствующие бумаги. Но в те бурные дни у правительства не хватило денег, чтобы выкупить теплоходы. Мы были даже на приеме у Гайдара, но он категорически отказался дать финансирование. И теплоходы были погружены в доки – в один их погрузили два, в другой – один – и ушли в Китай. Это были “Станюкович”, который должен был идти в Московское пароходство, “Аркадий Гайдар” для Волги и “Александр Грин” - для Ростова. Так мы потеряли три теплохода, которые бы внесли большую лепту в нашу работу, но, как говорится, увы и ах, мы были беспомощны.

 

Был ли четвертый теплоход, постройку которого так и не закончили?

 

Нет, четвертого теплохода не было, только эти три. Меня приглашали в Китай обучать их команды, но я отказался. Говорили, что их планировали выкупить обратно, но я сомневаюсь, что их выкупят. У судоходных компаний сейчас нет таких огромных средств.

 

Вы командовали теплоходом “Александр Суворов” после того, как он вернулся в строй после аварии…

 

Я сам участвовал в восстановлении “Суворова”. Я должен был ехать в Германию за другим теплоходом, но был назначен министром Багровым капитаном на “Суворов”. По плану он должен был восстанавливаться в Чехословакии, но на Дунае был очень низкий уровень воды, и по своей осадке “Суворов” не мог туда пройти. Поэтому ремонт проходил в городе Килия. За полтора месяца восстановили теплоход. Судостроительная верфь в Комарно спустила все необходимое на баржах – рубку, шлюпки, все остальное. Все собрали очень быстро и качественно.

 

В министерстве были дебаты о том, менять название теплоходу или не менять. Меня министр об этом спрашивал. Я сказал, что не вижу в этом смысла – здесь не название было виновато, а обслуживающий персонал, который нес вахту. Остановились на том варианте, чтобы оставить название.

 

5 июня 1984 года мы пришли в Горький и пошли в первый рейс с туристами. Все знали, что была авария. Меня об этом спрашивали на первых встречах, я отвечал то, что знал. Мы тоже думали, что туристы на теплоход не пойдут, но туристов каждый рейс у нас было под завязку – 400 человек, и они чувствовали себя комфортно. Потом мы перешли в Московский совет по туризму, потом обслуживали Коми ССР, Самару, и до сих пор теплоход благополучно работает.

 

Почему теплоход решено было передать после аварии из Волго-Донского в Волжское пароходство?

 

Я думаю, это было в первую очередь обосновано тем, что основные пассажиры у него были из Ростова и соседних городов. Но изначально он предполагался для Волги, принимать его ездила наша команда, а когда его перегнали в Ростов, созрело решение оставить его там.

 

Сейчас ваш теплоход “Александр Радищев” работает на линии Москва – Санкт-Петербург. Существует ли какая-то специфика этой линии для судоводителя?

 

Конечно. Линия от линии отличается. Конечно, судоводителю намного проще работать на Волге. А здесь мы переходим из одного канала в другой. Здесь очень интенсивное движение. Нужно проходить два больших озера – Онегу и Ладогу, бывает у нас и штормовая погода, и приходится решать много задач. Идеальный вариант, конечно, работать на линии Волгоград – Саратов – иди себе по водохранилищу…

 

Приходилось ли вам работать на транспортной линии?

 

Приходилось, будучи помощником капитана на теплоходе “Генерал Н.Ф. Ватутин”. Что такое скорая линия? Это и перевозка грузов, и командировочных – скоростной флот тогда не был в большом развитии. Там надо было трудиться намного шустрее. Подходишь к какой-нибудь мелкой пристани, и надо погрузить тонн двести картошки за час. Душа болела – грузы надо было перевезти, пассажиров, и выполнить план. А на туристической линии как такового плана не было. Посадили туристов, и через три дня мы все друг друга знаем, мы уже общая семья.

 

Москва, 23 февраля 2003 г.

 

Беседовал Александр Соснин

На главную страницу

Газета "Флот и круизы. Вестник "Инфофлота"
Материалы, опубликованные на сайте, разрешается копировать только с письменного разрешения их авторов