Визит на Енисей

Александр Соснин

Скорый поезд Новосибирск - Красноярск вез меня на восток. Командировка в Новосибирск была успешно завершена, а следующий день был взят в счет отпуска для посещения Красноярска. В этом городе меня ждала встреча с енисейскими речниками.

Впервые я попал на Енисей зимой 1995 года, когда, будучи в командировке в Красноярске, остановился на судне-гостинице "Михаил Годенко". А два года спустя я совершил круиз по Енисею на теплоходе "А. Матросов". В то плавание я не переставал удивляться. Вызывало удивление и восхищение буквально все. И красавец-теплоход, который, несмотря на свой возраст, выглядел как только что построенный, и величественная природа Енисея, и экипаж теплохода во главе с капитаном Олегом Поповым, и необычный для европейского туриста маршрут, и то, как теплоход проходил пороги на реке, и многое другое.

Позднее я многое узнал о Енисее и енисейских речниках, работая с различными материалами в библиотеке, и, наконец, решил, что пора отправиться туда снова и начать знакомиться с людьми, о которых так много читал. Так я оказался в Красноярске ранним апрельским утром 2003 года.

Перед визитом в Музей истории и развития судоходства в Енисейском бассейне я немного беспокоился, ведь предстояла встреча с Михаилом Демьяновичем Селивановым, директором музея, а в прошлом - знаменитым енисейским капитаном, который командовал такими пассажирскими судами, как "Академик Павлов" (капитаном которого он был назначен в 1945 году), "Байкал", "А.П. Чехов" (позднее - "Байкал"). Изучая старые газетные материалы, я узнал про суровость этого капитана, поэтому немного волновался перед встречей. Но, как оказалось, зря. Михаил Демьянович оказался милейшим человеком, и с первой же минуты у нас установился добрый человеческий контакт.

Музей создавался Селивановым в течение нескольких лет. За это время Михаил Демьянович посетил сотни семей речников, собрал тысячи фотографий и документов, познакомился с опытом работы многих музеев Красноярского края. Была проведена огромная работа, и, наконец, в 1992 году музей был открыт в здании Енисейского речного пароходства. Несмотря на то, что множество материалов музея находится в его запасниках, то, что выставлено для посетителей, по-настоящему впечатляет.

После первого знакомства Михаил Демьянович повел меня на экскурсию по музею. Больше двух часов он рассказывал об истории судоходства на Енисее, показывал стенды и макеты, отвечал на мои вопросы. И все равно мы успели посмотреть далеко не все.

Первый пароход в Енисейском бассейне появился в 1863 году. Назывался он "Енисей", его макет можно увидеть в музее. А в Красноярск первый пароход пришел только в 1882 году, благополучно преодолев Казачинский порог с помощью тросов. Спустя два года пароход "Капитан Дальман" прошел через Казачинский порог своим ходом. Кстати, этот пароход прослужил на Енисее 70 лет и закончил свою жизнь под именем "Чернышевский".

Речное судоходство на Енисее стало активно развиваться в конце XIX - начале XX века. Этому способствовало и строительство Транссибирской железной дороги. Большинство судов строились в Европе и перегонялись на Енисей Северным морским путем. В 1903 году в Казачинский порог был поставлен туер "Ангара", предназначенный для подъема судов через порог (более мощный туер "Енисей" заменил его только в 1964 году). В 1907 году красноярскими купцами братьями Гадаловыми был построен пассажирский пароход "Сокол", причем его машина была закуплена на нижегородской ярмарке, а сам пароход строился на Енисее. Этот пароход уже под именем "Спартак" возил пассажиров до середины 1960-х годов.

Тем, кто интересуется историей сталинских репрессий, наверняка знакомы названия "Спартак", "Мария Ульянова", "Фридрих Энгельс", "Иосиф Сталин", "Серго Орджоникидзе". Эти пассажирские суда возили заключенных вниз по Енисею, на строительство северной железной дороги, в Игарку и Дудинку. Они составляли весь крупный пассажирский флот Енисея до войны. О пароходе "Спартак" мы уже говорили. Корпуса пароходов, позже названных "Ян Рудзутак" ("Мария Ульянова") и "Фридрих Энгельс" прибыли с Оби на Енисей в 1926 году. Здесь каждому судну была поставлена новая надстройка, и с 1930 года оба парохода стали работать на Енисее. Корпуса теплоходов "Иосиф Сталин" и "Серго Орджоникидзе" пришли на Енисей с Сормовского завода. Постройка теплоходов была завершена соответственно в 1938 и 1940 годах.

После войны на Енисей стали прибывать новые суда. В 1948 году флот пополнился большой группой буксировщиков, еще одна группа буксиров пришла на Енисей в 1949 году. В последующие годы грузовой и пассажирский флот продолжал пополняться. Так, в 1954 году из Германии Северным морским путем на Енисей пришли пассажирские теплоходы "В. Чкалов", "А. Матросов", "Байкал" и "Балхаш".

Судоходство в Енисейском бассейне - это еще и судоходство по притокам Енисея, например, таким, как Ангара, Нижняя Тунгуска и Подкаменная Тунгуска. По этим рекам енисейские речники перевозят грузы, а первый пассажирский рейс по Нижней Тунгуске до Туры совершил в 1956 году пароход "М. Литвинов". Позднее рейсы по Нижней Тунгуске по большой воде стали выполнять такие крупные пассажирские теплоходы, как "Байкал" и "Балхаш". "Байкалом" в 50-е годы командовал Михаил Демьянович Селиванов. В музее хранятся фотографии, сделанные в тех рейсах.

На одном из стендов музея висит фотография, сделанная с палубы теплохода "Байкал", стоящего у полузатопленного деревянного дома. Михаил Демьянович рассказал, что на теплоходе двое пассажиров отравились консервами, и нуждались в срочной медицинской помощи. "Байкал" в это время стоял на рейде напротив затопленного половодьем Туруханска, и капитан Селиванов принял решение подойти прямо к полузатопленному дому, чтобы передать больных пассажиров медикам. На берегу поднялся переполох, ведь большой теплоход мог навалиться на дом и попросту раздавить его. Капитану даже пытались запретить подходить к берегу. Но обошлось - Михаил Демьянович выполнил все маневры с ювелирной точностью. Одного из пассажиров успели спасти, второго - к сожалению, нет.

В середине 60-х годов Михаил Демьянович принял под командование пассажирский дизель-электроход "А.П. Чехов". Теплоход "Байкал" стал носить имя "Академик Киренский" и уже с другим капитаном продолжал работать на Енисее. Однажды, выполняя рейс по Нижней Тунгуске, теплоход получил небольшую пробоину. Спасение теплохода организовать не смогли, и в результате он затонул. Потом его подняли и отбуксировали в Подтесово, но решили не восстанавливать. Михаил Демьянович с большой теплотой вспоминает об этом судне, его прекрасных мореходных качествах и деревянных, со вкусом выполненных интерьерах.

После экскурсии мы вернулись в кабинет директора музея, где я познакомился с еще одним интересным человеком, администратором музея Николаем Павловичем Скобло. Николай Павлович раньше командовал пассажирским дизель-электроходом "Ипполитов-Иванов". Он известен на Енисее не только как капитан, но и как поэт, пишущий о реке и речниках.

Что там ночь для капитана - ерунда.
Поволнуется немного иногда.
Не горит огонь на створах - ну и пусть.
Капитан всегда наметит верный курс.
Если бакен не на месте, кем-то сбит,
На виновника заочно поворчит.
Он читает реку ночью, словно днем,
Проходя ее свободно, но с умом.
По локатору в тумане путь найдет -
Мели, отмели и камни обойдет.
Звездной ночи улыбнется капитан,
Сквозь пороги проведет он караван.

Михаил Демьянович вместе с Николаем Павловичем ответили на многие мои вопросы по истории енисейских судов, но времени было катастрофически мало, а узнать хотелось как можно больше. Я успокоил себя тем, теперь могу всегда позвонить в музей и узнать то, что мне нужно. И с этой мыслью пошел знакомиться с Клубом капитаном Енисейского речного пароходства.

Клуб капитанов создан по инициативе речников Енисея. Эта общественная организация много делает для того, чтобы история судоходства на Енисее и имена енисейских речников не забывались - издает книги, проводит встречи, готовит проекты переименования "номерных" судов в честь людей, известных на Енисее, причем не только капитанов и механиков. Например, недавно танкер "Ленанефть-2035" получил имя писателя Виктора Астафьева, который был почетным членом Клуба капитанов.

Стать действительным членом Клуба капитанов непросто - это закрытая, и я бы сказал, элитная организация. Не каждый капитан может попасть в Клуб, а только тот, кто имеет солидный стаж в капитанской должности и рекомендации других членов клуба.

В Клубе меня встретил его исполнительный директор Виталий Александрович Козаченко. Виталий Александрович, в прошлом известный на Енисее капитан, сейчас ведет активную и успешную деятельность в клубе. Он провел меня по помещениям Клуба - их выделило Клубу Енисейское речное пароходство, рассказал о прошедших мероприятиях и планах Клуба. Кстати, одним из последних мероприятий была презентация книги "Между рекой и морем", написанной бывшим капитаном дизель-электрохода "Композитор Калинников" Виктором Савельевичем Ледневским. За этой книгой я решил обратиться к самому Виктору Савельевичу, а в подарок от Виталия Александровича получил значок члена Клуба капитанов и три других книги, изданных при поддержке Клуба. Они оказались очень интересными.

Первая книга называется "Летопись Енисея". Это сборник рассказов ветеранов пароходства о разных событиях на Енисее за многие десятилетия судоходства. Вторая часть книги представляет собой полную хронику Енисейского флота от древности до наших дней. Хроника была составлена капитаном Валентином Георгиевичем Яковлевым не без помощи известного нам Михаила Демьяновича Селиванова.

Вторая книга, "Были великой реки", представляет собой сборник рассказов Ивана Михайловича Назарова, который возглавлял Енисейское пароходство в течение 35 лет и оставил в нем огромный след. До сих пор его вспоминают в пароходстве с большой теплотой. Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Во всяком случае, Ивану Михайловичу нельзя отказать в писательском таланте. Его рассказы читаются на одном дыхании.

И, наконец, еще одна книга под названием "Флотская судьба" написана Иваном Антоновичем Булавой, который до последнего времени возглавлял Енисейское пароходство, а раньше был капитаном пассажирского теплохода "В. Чкалов". Эта книга написана очень интересно и необычно. Кстати, о знаменитых енисейских капитанах в ней говорится с уважением, но разные забавные и нелепые случаи тоже не скрываются. Вот один небольшой отрывок.

Часов около четырех ночи меня разбудили команды с дизель-электрохода, который швартовался к нашему борту. Это были нестандартные команды боцману и вахте. После голоса: "На баке!" - следовало выражение: "Пошел на ...й!"
Я тотчас оказался на палубе и увидел там запомнившуюся на всю жизнь картину. На мостике под хорошим шафе стоял капитан дизель-электрохода "Бородин" Анатолий Григорьевич Чекизов, в руках он держал микрофон. Рядом с ним - начальник туристического рейса, которому срочно с помощью того же микрофона надо было поднимать туристов. Так вот его капитан и посылал на три буквы и просил подождать, пока ошвартуются.

Покидая здание пароходства, я не мог отделаться от смешанного чувства. Было отрадно видеть, как бережно на Енисее относятся к своей истории, к своим речникам-ветеранам, как много в этом направлении делается и как эти усилия поддерживает пароходство. Но при этом Енисей является скорее исключением, чем правилом. К сожалению, в очень многих речных бассейнах бывшего СССР история флота и людей, посвятивших ему жизни, никому не нужна и не интересна. Занимаются ей энтузиасты, которых по всей стране единицы, и никто их не поддерживает. Я шел и думал, сколько усилий приходится прилагать, чтобы получить хотя бы немного информации об истории судоходства в некоторых других бассейнах, и как легко и естественно подобные вещи делаются здесь, на Енисее.

В туристическую компанию "Дюла-Сибирь" я очень сильно опоздал. Но меня там терпеливо ждали. Аэлита Васильева, очаровательный заместитель директора этого агентства, узнав, что я от Михаила Демьяновича, вспомнила, как она готовила материалы для круизов по Енисею. После работы с множеством разной литературы она догадалась зайти к Селиванову, и поняла, что больше ничего искать не надо - Селиванов знает про Енисей все и во всех подробностях. Я даже позавидовал Аэлите, от которой Михаил Демьянович находится в десяти минутах ходьбы, а не на расстоянии четырех тысяч километров, как в моем случае.

Я взял у Аэлиты интервью для газеты "Флот и круизы". "Дюла-Сибирь" уже второй год организует круизы по Енисею на четырехпалубном "Антоне Чехове". Интервью получилось не очень большим, но говорили мы долго, и мне стало ясно, что и здесь Енисей любят всей душой и относятся к своему делу неформально. Не могли не порадовать меня и планы "Дюлы" организовать круизы на притоки Енисея Нижнюю Тунгуску и Подкаменную Тунгуску, правда, не сейчас, а в будущем. Впрочем, маршрут до Дудинки, предлагаемый в этом году, тоже крайне интересен.

У Красноярского речного вокзала стоял дизель-электроход "Михаил Годенко", использовавшийся как гостиница и ресторан. А ниже по течению - пароход "Св. Николай". Он был построен в 1887 году для работы на Енисее и Ангаре. На этом пароходе в 1897 году отправился из Красноярска в Шушенское Владимир Ульянов. В 1918 году по решению советских работников Красноярска пароход было решено в составе флотилии эвакуировать в Архангельск, поскольку Красноярск был окружен чехословацкими мятежниками. Однако "Св. Николай" не дошел до низовьев Енисея и вернулся в Красноярск. Он долго работал на Енисее, причем в последние годы жизни как грузовая баржа. В конце 60-х годов пароход был восстановлен в первоначальном виде, а фактически - построен заново. Сейчас он находится на набережной Енисея на вечной стоянке, и интересен тем, что является представителем старых однопалубных пассажирских судов.

Рядом со "Св. Николаем" обнаружился "Композитор Калинников", работающий гостиницей. Администратор гостиницы гостеприимно показала мне каюты и другие помещения судна. Дизель-электроход выглядел хорошо, а внутри местами был просто роскошен. Впечатление немного портило то, что плавать он больше не будет. Судно продано коммерческой фирме, которая планирует использовать его как круглогодичную гостиницу, ресторан и казино. Что ж, подумал я, лучше такая судьба, чем участь волжского "Багратиона" или "Лермонтова", которых разрезали, несмотря на то, что они могли еще долго плавать и радовать своих пассажиров... Но не будем о грустном.

Вечером я позвонил бывшему капитану "Композитора Калинникова" Виктору Савельевичу Ледневскому, который пообещал направить мне свою книгу "Между рекой и морем", как только получит ее тираж из типографии. Я упомянул в разговоре, что побывал на его бывшем корабле, и мне показалось, что Виктору Савельевичу неприятно об этом говорить. Действительно, дизель-электроход был выведен из работы еще в 1997 году, когда Ледневский был его капитаном, и, наверное, не очень тактично лишний раз напоминать ему о его любимом судне, на котором теперь работают совсем другие люди. Сейчас Виктор Савельевич пишет вторую книгу, и я надеюсь, мы ее скоро увидим.

Наутро я улетал из Красноярска с ощущением, что я сюда обязательно скоро вернусь. Туда, где любят свою прекрасную реку, свою историю, своих заслуженных речников, мне не вернуться нельзя. А значит, до новой встречи, Енисей!


Александр Соснин

Красноярск - Москва - Санкт-Петербург
Апрель 2003 г.

 
Интервью с Аэлитой Васильевой, заместителем генерального директора агентства "Дюла-Сибирь"



На главную страницу

Газета "Флот и круизы. Вестник "Инфофлота"
Материалы, опубликованные на сайте, разрешается копировать только с письменного разрешения их авторов