Рубрика "Беседы с ведущими круизными агентствами Москвы и Санкт-Петербурга"

Александр Соснин беседует со Анатолием Новиковым , генеральным директором фирмы "Балт Экспресс", Санкт-Петербург.


Рассказывает Анатолий Новиков:

Я родился в Кронштадте в семье военно-морского моряка. С восьми лет начал заниматься парусным спортом. Во втором классе я пошел в Кронштадтский яхт-клуб и в первый же год выиграл все, что только можно выиграть в моей возрастной категории. Начинал на швертботах, а на следующий год меня пересадили сразу на тяжелую яхту "Дракон". На ней я участвовал в гонках в юношеской категории, участвовал в "Кубке Большой Невы", серьезных регатах, и к тому времени как поступил в Ленинградское арктическое училище, был уже кандидатом в сборную Советского Союза по парусному спорту.

В училище учился на судомеханическом факультете. Моим первым морским судном было учебное судно "Экватор", где мне пришлось работать кочегаром. А в восемнадцать лет я проходил первую практику на судне загранплавания. Это был теплоход "Великие Луки", который только что пришел в Балтийское морское пароходство, и выполнял свой первый рейс на Кубу. Потом было много разных судов, начиная от лесовозов и заканчивая такими сложными судами, как контейнеровозы и суда типа ро-ро. Я прошел путь от моториста до старшего механика. Последние шестнадцать лет работал на пассажирских судах. Начинал на "Михаиле Калинине", потом перешел на однотипный теплоход "Эстония", потом некоторое время работал на пароме "Константин Симонов", сделал один рейс на "Михаиле Лермонтове". Последний рейс, который меня попросило сделать руководство Балтийского морского пароходства – это перегон теплохода "Михаил Калинин" на переоборудование в Бремерхафен (Германия). Планировалось, что этот теплоход станет гостиницей и деловым центром в районе Морского вокзала в Санкт-Петербурге. К сожалению, этот проект не сложился. После событий 1991 года, когда стало понятно, что судно останется в Германии надолго, я передал дела второму механику и вернулся в Россию. Вскоре я создал компанию "Балт Экспресс". Я должен был принимать паром "Анна Каренина", но к тому времени я уже начал заниматься "Балт Экспрессом", так что принимать этот паром не поехал.

Поскольку мне всегда хотелось заниматься морскими круизами, то первоначально я пытался этим заниматься. Я даже фрахтовал для круизов суда "Академик Федоров" и "Профессор Мультановский". Это оказалось неправильным – научно-исследовательские суда – не лучший выбор с экономической точки зрения. В результате я был вынужден уйти из бизнеса, связанного с круизами, и начать все с нуля. Сначала мы работали как агентство, опираясь на помощь туроператоров. В 1991-92 годах операторов было совсем немного, в основном в них работали бывшие сотрудники "Интуриста" и "Спутника". Мы продавали обычные туры в Болгарию, Турцию, а в 1995 году совместными усилиями пяти компаний организовали первый чартерный рейс самолетом Ил-86 из Санкт-Петербурга в Египет. С этого началось наше участие в чартерных программах. Тогда же мы первыми в России начали организовывать туры на остров Крит: я бывал там в своих плаваниях раньше и знал, что это очень интересно.

В то же время у нас возникли проблемы с офисом, и мы были вынуждены переехать. В том месте, где находился наш следующий офис, работать на отправку туристов было совершенно невозможно. Поэтому я начал активно развивать прием туристов в Санкт-Петербурге. Первым нашим серьезным делом был шестнадцатый съезд кадетов Пажеского кадетского корпуса, который впервые проводился в России.

Через некоторое время стало понятно, что принимать на потоке простые экскурсионные группы – это не наше: на таких группах не сделаешь хорошего качества. Поэтому мы перешли в основном на индивидуальное обслуживание туристов. Занимаемся этим хорошо и много, а также обеспечиваем организацию съездов, семинаров, конгрессов и других мероприятий.

Как только мы переехали в новый офис (с трудом купили помещение, набрав в долг огромное количество денег), стали активно развивать направление выездного туризма. Наиболее серьезные мероприятия, которые мы проводили: "Дни Санкт-Петербурга в Хельсинки", ралли по городам Европы ретро-автомобилей "Вольво".

Четыре года назад, когда мы достаточно укрепили компанию – и финансово, и людьми, и документооборотом, я, наконец, вернулся к теме круизов. Сначала круизов речных. Я предложил одному из своих заместителей, который занимался маркетингом, возглавить новый отдел речных круизов. Первый год дела шли тяжело, ведь навигация длится всего четыре месяца в году. Но потом мы показали очень хорошие результаты. Розничные продажи путевок на один рейс у нас достигают восьмидесяти человек. В этом году отдел не был без работы ни одного дня. Первые продажи на этот год мы сделали уже в ноябре прошлого года.

- Ваша компания занимается также продажей билетов на паромы…

- За последние пятнадцать лет поездки на паромах стали востребованными. Поездка на пароме для россиянина – это уже совершенно обычное дело. Суда компании Silja Line более комфортабельные, более интересные, Viking Line – попроще. В прошлом году в Санкт-Петербург заходили паромы компании Tallink. К сожалению, действия нашего правительства в этом плане оказались не совсем профессиональны. Нельзя было увеличивать портовые сборы, когда компания только начала здесь работать. Вообще нельзя было терминал передавать в частные руки. Терминал может быть в частных судах у компании, которая построила его для своих судов. А когда просто взяли и передали людям терминал – это неправильно. А вообще надо развивать свои паромные перевозки.

- Почему же это не получилось, ведь попытки были?

- У нас успешно работали три парома, а потом их продали за бесценок. Когда по парому "Анна Каренина" были выплачены практически все лизинговые платежи, его арестовали за неуплату и задешево продали в Эстонию. То же самое произошло с паромами "Ильич" и "Константин Симонов".

- А паромы "Михаил Шолохов", "Георг Отс"?

- Да, паром "Михаил Шолохов" одно время работал на линии Санкт-Петербург – Стокгольм. "Балт Экспресс" пригласили быть генеральным агентом по парому, и я согласился. Но осуществлять менеджмент этого судна должны хорошо подготовленные в профессиональном плане люди, которые знают и судно, и его экономику, и особенности эксплуатации, и в то же время имеют хорошую бизнес-подготовку. А этого не было. Ну, нельзя, например, объявлять цены за два дня до выхода парома. Сейчас так же ругаюсь по "Георгу Отсу": зачем с парома сняли сидячие места? Зачем он заходит в Санкт-Петербург на морской вокзал? Это же не круизное судно, это паром, он может отправляться из Кронштадта, и экономить три часа в пути, экономить топливо! Паром должен ходить регулярно, хотя бы через день. Но вообще суда серии "Георг Отс" самые нерентабельные. Поэтому я и говорю, что серьезных попыток организации паромного сообщения из Санкт-Петербурга не было. А спрос, на мой взгляд, колоссальный. Я специально изучал этот вопрос. Восемьдесят процентов экономики Эстонии – это транзит из Европы в Россию. Значительная часть транзита идет через Финляндию. Если грамотно организовать процесс, то через три года можно было бы ввести до двух тысяч дополнительных рабочих мест, и не менее семидесяти миллионов долларов ежегодных прибылей от введения паромного сообщения на Европу. Санкт-Петербург – это крупнейший транспортный узел на Балтике. Ведь паром из Санкт-Петербурга в Росток – это не просто паром. Это кусок транспортного коридора из Европы на Юго-Восточную Азию и на Каспийское море.

- Расскажите о вашей работе в области морских круизов.

Три года назад я вернулся к морским круизам, потому что понял, что у людей опять появилась жажда к экскурсионным турам. Основная масса людей, которая раньше покупала морские круизы – это те, кто изначально, в начале 90-х годов получил большие деньги. Это небольшая прослойка людей. Меня эта клиентура не очень интересовала. В "Балт Экспресс" изначально была установка работать с массовым клиентом. Поэтому когда три-четыре года назад этот массовый клиент появился, в расчете на эту интересную мне аудиторию я возобновил работу с морскими круизами и выбрал теплоход "Кристина Регина". Это не случайный выбор. Судно ориентировано именно на экскурсионные туры, и цены на его круизы невысоки. Я ведь сам долго работал на пассажирском флоте, а сейчас часто бываю на иностранных круизных судах, и во время их заходов в Санкт-Петербург, и в рейсах. Так вот "Кристина Регина" – наиболее подходящее судно для тех, кто хочет не просто провести время, а еще и что-то познать для себя в спокойной обстановке, при этом заплатив за весь круиз не дороже, чем за береговой экскурсионный тур.

Почему? Во-первых, судно финское. Финны изначально не склонны, чтобы у них на судне круглые сутки шло веселье, что-то мигало, звенело, грохотало. Стиль одежды на борту – демократичный. Дискотек на борту не бывает вообще. Играет спокойная живая музыка. Во вторых, в силу своего размера "Кристина Регина" способна заходить в очень маленькие порты, которые не доступны для более крупных судов.

Зимой я был в круизе на "Кристине Регине" по маршруту Гамбия – Сенегал – Острова Зеленого мыса. Это просто невероятный, фантастический круиз. Это нищие страны, шестнадцатый век. Места, о существовании которых я и не догадывался. Хотя, конечно, такой круиз может не понравиться людям, которые едут в круиз просто за развлечениями.

На "Кристине Регине" нами налажена русскоязычная поддержка. Мы объявляем определенное количество круизов с русскими группами. Летом 2005 года такими были пять круизов. Зимой 2005-2006 – восемь круизов. Во всех этих круизах на борту гарантированно будет наш хорошо подготовленный русскоговорящий турлидер, а если необходимо, то и два. Турлидер в большинстве случаев сопровождает группу прямо из Санкт-Петербурга, решает все таможенные формальности, что очень важно, делает все объявления на судне на русском языке, переводит программу круиза, переводит также все экскурсии на русский язык и даже делает небольшую развлекательную программу. Остальные круизы – с обслуживанием на английском языке. Но если в такой круиз мы отправляем не менее двадцати человек, он также будет обслуживаться турлидером "Балт Экспресс".

- "Кристина Регина" – судно небольшое, как на ней обстоят дела с качкой?

- Я всегда говорю: не верьте тем, кто утверждает, что чем больше судно, тем меньше качает. Пока не изобрели ни одного судна, которое не качает вообще. Более того, на больших судах качка переносится тяжелее. Если бортовую качку еще как-то можно стабилизировать, то килевую – практически невозможно. У большого судна большая амплитуда качки, многими это тяжело переносится. Поэтому проблема качки решается выбором региона плавания в зависимости от времени года. У "Кристины Регины" маршруты составлены так, что она все время находится в зоне благоприятной погоды. А днем мы почти всегда стоим.

- И последний вопрос: Ваш любимый круизный регион?

- Кто его знает, мне все интересно… Я очень люблю Французскую Полинезию, но туда очень тяжело и дорого добираться. Я люблю Африку. И Европу люблю, и Норвежские фьорды.

- Спасибо, Анатолий Дмитриевич, за интересную беседу.

 

На главную страницу

Газета "Флот и круизы. Вестник "Инфофлота"
Материалы, опубликованные на сайте, разрешается копировать только с письменного разрешения их авторов