Алексей Сёмин

НА ВЕЧНУЮ ПАМЯТЬ...

Серп в обрамлении жемчужин
Неяркий свет в ночи бросал,
И пароходу-тихоходу
Дорожку бледно освещал.

А штевнем судно разрезало
С журчаньем бледный перламутр,
На гребнях волн в тиши играло —
Нептун, уставший, прикорнул

Теплоход КООПЕРАЦИЯПосле окончания гражданской войны советский торговый флот представлял собой довольно жалкое и неприглядное зрелище. Большую часть флота еще во время войны была уведена за границу, оставшиеся же старые, до крайней степени изношенные пароходы — наследие еще царской России — в условиях все возраставших грузо- и пассажироперевозок обеспечивали всего лишь 7 процентов общей грузоподъемности. Учитывая создавшееся положение, 18 марта 1925 года Совет труда и обороны выпускает постановление о первой в истории Советской России программе судостроения на пятилетний срок.

Уже 1 мая в торжественной обстановке на Северной верфи в Ленинграде закладывается первая серия из двух рефрижераторных грузопассажирских теплоходов: «Андрей Жданов» и «Ян Рудзутак» (впоследствии «Мария Ульянова»). Вскоре верфь получила заказ от Совторгфлота на строительство еще четырех таких же теплоходов, оснащенных мощными холодильными установками. Головное судно второй серии было названо «Феликс Дзержинский», последующие — «Смольный» и «Кооперация» (которая сошла со стапеля в 1928 году), и теплоход третьей серии — «Сибирь».

Все теплоходы этой серии были одновинтовые, двухпалубные, со средней надстройкой, полуютом и полубаком. Имелись две мачты. Корпус судна отвечал требованиям Английского Регистра Ллойда и Регистра СССР и имел усиленное крепление носовой части, руля и винта на случай плавания во льдах. Однако, по своим техническим характеристикам и размерениям, суда второй и третьей серий несколько отличались от первых двух судов. Основные данные: водоизмещение 5670 т, дедвейт 236 т, пассажировместимость 300 чел. (хотя на протяжении всей жизни судов она неоднократно изменялась), длина 104 м, ширина 14.6 м, осадка в грузу 5.70 м. Энергетическая установка — один дизельный двигатель завода «Русский дизель» мощностью 2400 л. с. — обеспечивала скорость хода около 13 узлов.

В одном из антарктических рейсов вместе с дизель-электроходом ОБЬ«Кооперация» была зачислена на баланс Балтийского морского пароходства и почти 11 лет проработала на регулярной линии Ленинград — Гавр — Лондон. С наступлением зимы одни суда этой серии поднимались на север, до Мурманска, и продолжали совершать рейсы в порты Европы; другие спускались вниз, на юг, и выполняли перевозки между портами Черного и Средиземного морей. В 1935 году на борту «Кооперации» из Франции, где проходил Первый конгресс писателей в защиту мира, в Россию возвращался всемирно известный писатель Алексей Толстой. Об этой поездке Толстой в свое время опубликовал несколько статей в газете «Известия». В 1936 году, во время гражданской войны в Испании, судно занималось перевозками добровольцев, военных специалистов, продовольствия и медикаментов, в обратную сторону — из франкистской Испании перевозили детей республиканцев. В 1937 году на борту «Кооперации» из США в СССР был доставлен самолет Ант-25, на котором В. П. Чкалов, Г. П. Байдуков и А. В. Беляков совершили знаменитый беспосадочный перелет Москва — Портленд (США) через Северный полюс.

КООПЕРАЦИЯ в годы войныНачало Второй мировой войны застало «Кооперацию» в норвежском порту Берген, откуда по указанию пароходства ее направили в Мурманск, где некоторое время спустя она была переоборудована в плавбазу для подводных лодок. Судну изменили название — теперь оно стало называться «Ветер» и поставили в Оленью губу, где под прикрытием зенитных орудий экипажи подводных лодок после изнурительных походов имели возможность отдохнуть и пополнить запасы. Было все: и боевые раны, и пожары, и затопления. День Победы встретили всего лишь три судна из шести этой серии, и среди них «Кооперация». Сразу после войны судно вернули Балтийскому пароходству, где оно несколько лет совершает регулярные рейсы Ленинград — Щецин. В 1954 году, после солидной модернизации в Висмаре, «Кооперация» вновь переходит в Мурманское морское пароходство. Принимает судно заслуженный моряк, впоследствии известный путешественник и мастер спорта СССР — капитан А. С. Янцелевич. Под командованием Янцелевича «Кооперация» открывает первую в истории арктическую пассажирскую линию Архангельск — Тикси — Певек, а затем совершает рейсы к берегам Антарктиды, доставляя специалистов и грузы для строительства широко известного в советское время антарктического поселка «Мирный», а затем и участников первых антарктических экспедиций.

Неутомимый мореход доставляет в «Мирный» американского ученого Гордона Картрайта, который дал высокую оценку экипажу и судну. В 1957-58 годах на борту «Кооперации» к берегам Антарктиды ходил известный эстонский писатель Юхан Смуул, написавший в плавании свою «Ледовую книгу», которая впоследствии была удостоена Ленинской премии. Книга переведена на 33 языка и стала своеобразным литературным памятником теплоходу. За Полярным кругом судно проработало в общей сложности около 10 лет. Но годы есть годы, 40 лет для судна — это старость, надо менять климат и условия жизни. И «Кооперация» уже в который раз меняет «место жительства».

КООПЕРАЦИЯ в 70-е годыСудно передается на баланс Черноморского морского пароходства и приписывается к Одесскому порту. Ему устанавливают ограничения по району плавания, и с 1969 по 1979 год «Кооперация» обслуживает ближневосточную линию Одесса — Латакия — Бейрут — Александрия — Одесса. Моряки-ветераны наверняка хорошо помнят эти тревожные рейсы в Бейрут, в середине 70-х, когда в Ливане резко обострились разногласия между христианами, мусульманами и палестинскими беженцами. Об одном из таких «огненных рейсов» «Кооперации» рассказано в документальной повести Б. А. Ременя «В чужом порту, вдали от дома», опубликованной в 1979 году в журнале «Морской флот». В том же 79-м году в Одесском дворце культуры моряков, на Приморском бульваре, состоялся праздничный вечер, где чествовали «Кооперацию», которой исполнилось уже 50 лет. Новые суда, гораздо более совершенные, стали бороздить моря и океаны.

В конце 70-х создается совместное предприятие «Интерлихтер», и в устье Дуная оборудуется база для обработки лихтеровозов — впоследствии порт Усть-Дунайск. И вот проложен новый курс судна — Жебриянская бухта. В нем размещается управление порта и обустраиваются служебно-бытовые помещения. Экипажи лихтеровозного флота Советского Дунайского пароходства и члены их семей еще помнят этот белый со ржавыми потеками силуэт, на фоне камыша, осоки и темно-зеленой морской воды, недвижимо простоявший на одном и том же месте почти 10 лет.

Однако старость, неумолимая старость всегда берет свое: протекают клепаные швы, ржавеют и гниют неухоженные надстройки и палубы, да и разросшийся штат Усть-Дунайского порта уже не помещается в ставшие тесными помещения «Кооперации». Вскоре ей на смену пришел другой ветеран пассажирского флота — «Моисей Урицкий», а для «Кооперации» проложили последний курс — на судоразделочную верфь египетского Порт-Саида. И в один из пасмурных осенних дней старое судно, обвязав канатами, с трудом оторвал от берега чужой океанский буксир, и ведомая своим поводырем, «Кооперация» медленно и плавно скрылась за горизонтом...

 

На главную страницу

Газета "Флот и круизы. Вестник "Инфофлота"
Материалы, опубликованные на сайте, разрешается копировать только с письменного разрешения их авторов