АЛЕКСАНДР СОСНИН

(sosnin@integral.spb.su | г.Санкт-Петербург, Россия)

"КРУИЗНЫЕ КОМПАНИИ МИРА - 'БОЛЬШАЯ СЕМЁРКА' "

Опубликовано 16.02.2004 Сегодня -

Морские круизы – один из популярнейших видов отдыха в мире, где в течение последних десяти-пятнадцати лет наблюдается небывалый круизный бум. Строятся новые лайнеры, и все больше людей предпочитают другим видам отдыха круиз.

Наш сегодняшний рассказ – о крупнейших круизных компаниях мира и их кораблях.

Начнем с того, что круизная компания в сегодняшнем понимании – это не более, чем торговая марка, бренд. У нескольких круизных компаний может быть один владелец. Например, всеми компаниями «большой семерки» фактически владеют три крупных корпорации.

Все семь крупнейших круизных компаний мира объединяет то, что они производят качественный и относительно недорогой круизный продукт. В их распоряжении находится самый современный морской пассажирский флот в мире. Их названия известны почти всем любителям морских круизов.

 

Carnival Cruise Lines

 

Это самая большая и успешная круизная компания в мире. Одна из причин ее успеха – ориентация на тех, кто едет в круиз, чтобы повеселиться. Недаром сама компания называет свои лайнеры «кораблями развлечений».

Основу флота компании до недавнего времени составляли восемь однотипных судов типа Fantasy, каждый водоизмещением 70 тысяч тонн и пассажировместимостью 2052 человека. Внутренние помещения каждого корабля оформлены в своем стиле, но везде бросается в глаза роскошь интерьеров, которая не всегда отвечает вкусам ценителей искусства, но которая приводит в восторг среднестатистического туриста. Для веселого времяпрепровождения на этих судах созданы все условия – на борту имеются рестораны, казино, театры, многочисленные танцевальные площадки, бары, бассейны. Один из этих кораблей, Paradise, долгое время являлся единственным в мире судном для некурящих. Во всех помещениях корабля были установлены датчики дыма, а каждый пассажир перед покупкой билета в круиз подписывал бумагу с обязательством не курить во время круиза. Последствия для нарушителей были весьма серьезными – их высаживали в ближайшем порту и не компенсировали никакие связанные с этим расходы. Это было частью контракта между круизной компанией и пассажиром. Наконец, в 2003 году было объявлено, что Paradise становится обычным судном, на котором разрешено курение.

Начиная с 1996 года флот компании пополняется более крупными судами водоизмещением до 102 тысяч тонн.

Поскольку пассажиры Carnival Cruise Lines ориентируются на развлечения во время круиза больше, чем на маршрут, маршруты подбираются несложные, в основном по Карибскому бассейну, с заходами в порты, идеальные для шопинга, купания, дайвинга и тому подобных развлечений. В 2002 году компания сделала приятное исключение: когда в Финляндии было завершено строительство очередного «корабля развлечений» Carnival Legend, то вместо перегона пустого судна в Карибский бассейн были организованы два интересных круиза: первый – по Северной Европе, второй – трансатлантический с заходом в Исландию и Гренландию, с конечным пунктом маршрута в Нью-Йорке. Билеты в эти круизы были раскуплены в кратчайшие сроки, побывавшая в них публика дала самые восторженные отзывы, однако Carnival Cruise Lines больше не повторяет этот эксперимент. Сегодня все ее корабли работают в водах вокруг американского континента.

 

Celebrity Cruises

 

Эта относительно молодая компания была основана в 1990 году, и очень быстро завоевала популярность. Официальный девиз компании «Просто лучшее» не является преувеличением. Причин успеха Celebrity Cruises несколько.

Первое – это комфортабельные, стильно оформленные корабли. В 1990-1992 годах флот компании пополнился лайнерами Horizon и Zenith, а с 1995 по 1997 годы была построена серия из трех очень удачных судов типа Century водоизмещением 70 тысяч тонн с просторными каютами и всем необходимым на борту. Особый интерес вызывают бассейны для талассотерапии, в которых циркулирует вода с растворами разных солей, подогретая до температуры человеческого тела – такие бассейны появились на морских судах впервые. В 1999 году началось строительство серии из четырех подобных, но больших по размерам судов типа Millennium. На момент постройки Millennium являлся кораблем с самым большим в мире количеством кают с балконами.

Вторая причина успеха компании – исключительно вкусная и качественная еда, приготовляемая только из лучших и свежих продуктов. Концепция организации питания и приготовления пищи на судах Celebrity Cruises была разработана во главе с известным кулинаром Майклом Руксом. Кухня компании является лучшей среди компаний «большой семерки».

Наконец, еще одна причина успеха – это большое количество обслуживающего персонала и очень хороший сервис на борту. Фактически уровень сервиса на судах Celebrity Cruises приближается к тому, который предоставляется на небольших круизных судах для богатых людей. Но что удивительно, уровень цен на круизы Celebrity Cruises не выше, чем у других компаний «большой семерки».

Регионы плавания кораблей компании – это Аляска, Карибский бассейн, Европа, Гавайи и Южная Америка. Раз в год выполняется трансатлантический круиз с заходом в Исландию – в 2004 году по этому маршруту пойдет новейший лайнер компании Constellation. В летнее время суда компании заходят в Санкт-Петербург, где из-за своих больших размеров швартуются в торговом порту, и поэтому скрыты от взоров жителей и гостей города.

Недавно Celebrity Cruises объявила о своих планах начать круизы на небольшом судне класса «люкс» по экзотическим уголкам Земли. Несмотря на то, что первые круизы по Галапагосским островам назначены на лето 2004 года, продажа билетов на них еще не началась.

У компании Celebrity Cruises имеется большое количество почитателей, любящих спокойный и комфортный отдых на кораблях со стильными интерьерами и отличным обслуживанием. Автор данной статьи тоже предпочитает эту компанию остальным.

 

Costa Cruises

 

Основная специализация этой компании – круизы «в итальянском стиле» для европейского рынка. Основу флота компании составляют современные суда, построенные в течение последнего десятилетия, однако в то же время в состав флота Costa Cruises входят старые корабли, построенные в конце 1960-х годов, а также в 1980-е годы. Итальянский стиль на борту судов компании проявляется в оформлении интерьеров, обслуживании, питании. Как и Carnival Cruise Lines, компания уделяет большое внимание организации разнообразных развлечений на борту. В основном Costa Cruises предлагает круизы разной продолжительности и на любой вкус в европейских водах. Традиционно работая с европейской публикой, компания стремится завоевать американский рынок. В зимнее время часть судов компании работает в Карибском бассейне, и один корабль выполняет круизы вдоль побережья Южной Америки.

 

Holland America Line

 

Holland America Line – компания с самой долгой среди «большой семерки» историей. Она была основана в 1872 году и долгие годы занималась трансатлантическими перевозками. Когда необходимость в перевозке пассажиров через океан отпала, компания смогла переориентироваться на сугубо круизный бизнес и занять в нем достойную нишу.

Holland America Line принципиально не строит больших судов. Все 12 кораблей компании – средних размеров, но при этом исключительно уютные, комфортабельные и красиво оформленные, с тиковыми палубами и дорогими и со вкусом подобранными коллекциями предметов искусства на борту. Основная публика на этих судах – пожилые люди от семидесяти и выше, которые ценят спокойную обстановку и заботу, которой их там окружают.

Основу флота компании составляют четыре корабля типа Statendam и четыре корабля типа Rotterdam, водоизмещением 55-59 тысяч тонн и пассажировместимостью 1266-1440 пассажиров. Два последних приобретения компании – корабли так называемого «Виста-класса» Oosterdam и Zuiderdam, имеющих большие, чем их предшественники, скорость и размеры. Для любителей классических лайнеров Holland America Line сохраняет в составе своего флота корабль Noordam, построенный в 1984 году. Правда, в январе 2004 года объявлено о его продаже и о дате его последнего рейса под флагом компании – ноябрь 2004 года по маршруту Рим – Лиссабон.

Еще одна отличительная черта Holland America Line от других компаний «большой семерки» – это политика «чаевые не требуются». Действительно, если на других судах все пассажиры получают четкие инструкции, кому из обслуживающего персонала и сколько полагается чаевых, то на кораблях Holland America Line пассажиры никаких инструкций на этот счет не получают. В результате большая часть туристов все же платит чаевые персоналу на свое усмотрение, а отсутствие четких рекомендаций нередко вызывает затруднения и даже раздражение пассажиров.

Корабли компании работают в самых разных уголках земного шара на самых разнообразных маршрутах. Holland America Line единственная из «большой семерки» организует ежегодные длительные и даже кругосветные круизы (продающиеся как целиком, так и по сегментам) и круизы в Антарктиду. Для менее состоятельных путешественников предлагается стандартный набор круизных регионов – Аляска, Европа, Карибский бассейн, Южная Америка, Гавайи.

 

Norwegian Cruise Line

 

Компания Norwegian Cruise Line ориентируется на активных, ориентированных на подвижный образ жизни пассажиров. Стиль компании идентифицировать достаточно сложно, тем более что ее флот состоит из весьма разных кораблей. Самым известным из них является Norway, бывший трансатлантический лайнер France, в течение многих лет являвшимся самым длинным круизным кораблем в мире. Этот корабль, построенный в 1961 году, в последние годы в основном работал в Карибском бассейне, и являлся самым старым судном в объединенной флотилии «большой семерки». В 2001 году было объявлено о передаче судна компании Star Cruises для работы на азиатском рынке. Norway, заполненный своими поклонниками, выполнил свой последний ностальгический круиз из Майами в Дувр в сентябре 2001 года под пристальным вниманием прессы и тех, кто не смог попасть в этот уникальный рейс. По прибытию корабля в Великобританию компания объявила, что передумала передавать Norway в Star Cruises. После перегона обратно в Карибский бассейн Norway вернулся на привычный маршрут. 25 мая 2003 года в результате взрыва котла погибли семь членов экипажа лайнера, и он был поставлен на прикол. Несмотря на то, что Norwegian Cruise Line обещает ввести Norway в эксплуатацию после ремонта в 2004 году, судьба корабля остается неясной.

Флот компании состоит из десяти кораблей, построенных в течение последних пятнадцати лет. Одиннадцатый корабль, Pride of America, строящийся в Германии, недавно был поврежден во время шторма и получил сильный крен в результате затопления нескольких помещений. Norwegian Cruise Line планирует начать эксплуатацию судна летом 2004 года.

Главной особенностью круизов на судах Norwegian Cruise Line является то, что пассажиры не привязаны к какому-то одному ресторану и обеденному столу во время ужина, а могут выбрать из многих ресторанов на борту. Эта концепция, названная «Freestyle cruising», имеет своих сторонников и противников. Не стоит забывать, что ужинать в устоявшейся компании соседей по столу под светские беседы – это многолетняя традиция на круизных судах и крупных лайнерах. Вспомним хотя бы фильм «Титаник» – с того времени мало что изменилось. Поэтому новая концепция нравится далеко не всем. Но справедливости ради добавим, что очень многие выбирают суда компании Norwegian Cruise Line именно благодаря возможности каждый вечер ужинать в новом месте с новой компанией.

Norwegian Cruise Line – мировой рекордсмен по количеству круизов в районе Гавайских островов. После ввода в эксплуатацию корабля Pride of America в этом регионе будут работать на постоянной основе три круизных судна компании. Один из этих кораблей, Norwegian Wind, в рамках Гавайских круизов заходит в малоизвестное государство Кирибати. Среди других регионов плавания компании – Карибский бассейн, Аляска, Европа, Южная Америка.

Новейший корабль компании, Norwegian Dawn, выполняет круглогодичные круизы в Карибский бассейн из необычного для таких круизов порта – Нью-Йорка. Это позволяет жителям Нью-Йорка и многих других городов отправиться в круиз по Карибам без перелета во Флориду – после событий 11 сентября 2001 года многие американцы боятся летать самолетами. Зимой в Нью-Йорке палубы корабля иногда покрываются снегом, но всего за два дня Norwegian Dawn переносит своих пассажиров в солнечное лето. Эти круизы очень популярны, причем не только у американцев, но и у европейцев.

 

Princess Cruises

 

«Лодка любви» - так называет себя эта компания еще с 1980-х годов, когда один из ее кораблей, Pacific Princess, снялся в одноименном телесериале. Кстати, многие полагают, что именно с этого популярнейшего сериала начался мировой круизный бум. Как бы то ни было, корабли компании Princess Cruises совсем не похожи на лодки. Это большие суда, предназначенные для типичного современного туриста. Основу флота составляют корабли типов Sun Princess, Coral Princess и Grand Princess. Это красивые белоснежные суда водоизмещением от 77 до 113 тысяч тонн, пассажировместимостью от 1950 до 2600 человек. В составе флота компании остается классический лайнер Royal Princess, построенный в 1984 году и очень популярный среди круизных пассажиров со стажем.

Программа береговых экскурсий, которую предлагает компания Princess Cruises, считается лучшей среди всех программ компаний «большой семерки». Корабли компании работают в круизных регионах всего мира, в том числе выполняют круизы в азиатском и дальневосточном регионе и даже один-два раза в год заходят во Владивосток. В отличие от других компаний Princess Cruises активно развивает программу круизов в регионе Австралия – Новая Зеландия, из которого в течение последних лет ушли такие крупные компании, как Holland America Line, Norwegian Cruise Line, Royal Caribbean International. Еще один интересный продукт компании – это круизы по Карибскому бассейну с заходом в Панамский канал. В этих круизах корабль проходит через первые шлюзы канала, а потом возвращается обратно. Пассажиры получают возможность совершить путешествие по знаменитому каналу, можно сказать, не покидая Карибский бассейн. Недавно компания приобрела сравнительно небольшой лайнер, который получил название Tahitian Princess. Этот корабль совершает круизы в районе островов Французской Полинезии. Остальные круизные регионы компании вполне традиционны – Аляска, Европа, Гавайи, Карибский бассейн, Южная Америка.

 

Royal Caribbean International

 

Пожалуй, эта компания наиболее известна в России – с ней еще в 1990-е годы начали работать крупнейшие российские агентства, специализирующиеся на круизах. Royal Caribbean International (RCI) ориентируется на туристов, предпочитающих большие и красивые корабли со стандартным обслуживанием, работающие на стандартных круизных маршрутах.

Начиная с 1987 года, когда RCI вывела на рынок крупнейший на тот момент корабль в мире Sovereign of the Seas, компания регулярно удивляет своими новыми и необычными судами. В 1995 году началось строительство серии из шести кораблей типа Legend of the Seas с рекордной площадью внешних поверхностей, сделанных из стекла. Эти суда получили название «корабли света» за обилие естественного освещения внутренних помещений. В 1999 году был построен самый большой в мире лайнер Voyager of the Seas водоизмещением 142 тысячи тонн с многоэтажной улицей-променадом внутри судна, искусственным катком, скалой для альпинизма, трехуровневым рестораном и многими другими небывалыми удобствами. Размеры судна не позволяют ему проходить через Панамский канал и ограничивают его возможности заходить в разные порты мира, но поскольку лайнер предназначен для работы в основном в Карибском бассейне, эти ограничения не важны. Пассажиры корабля большей частью ориентированы на развлечения внутри судна, а не на маршрут. Всего построено пять кораблей этого класса. Одновременно строится серия судов типа Radiance of the Seas, которые обладают меньшими размерами и могут проходить через Панамский канал. В 2006-2007 годах будут построены два корабля класса Ultra Voyager небывалым водоизмещением 162 тысячи тонн пассажировместимостью 3650 человек. Недаром на традиционных капитанских коктейлях капитаны кораблей RCI обязательно рассказывают о планах компании по строительству новых судов, причем всегда делают это в легком юмористическом стиле, так любимом американской публикой. Действительно, корабли – это главная визитная карточка RCI.

Основной регион плавания судов компании – это Карибский бассейн, где предлагаются круизы на любой вкус. Среди других направлений – Аляска, Европа и Гавайи.

 

Компании «большой семерки» - это, конечно, далеко не весь круизный мир. Но именно эти компании привлекают на свои корабли основную массу круизных пассажиров мира. Именно эти компании смогли сломать устоявшийся стереотип о том, что морской круиз – это удел исключительно богатых людей. Где-то еще бытуют представления о морских круизах как об эксклюзивном продукте для немногих. Правильны ли эти представления? Нет. Иначе миллионы людей со всего мира ежегодно не отправлялись бы в очередное морское путешествие на прекрасном лайнере.

 

Санкт-Петербург, февраль 2004

© INFOFLOT.RU

   Использованы фотографии Александра Соснина, а также с сайтов:

- Cruiseserver

- Travelserver

- Cruise News Daily

вверх
на главную
 

Предыдущая публикация:

Следующая публикация:

Алексей Сёмин

Пароход с человеческой судьбой

 

Газета "Флот и Круизы". Вестник "Инфофлота".

Материалы, опубликованные на сайте, разрешается копировать только с письменного разрешения их авторов

Пишите нам: sosnin@integral.spb.su

Designed by EgopbI4