Морские круизы вызывают привыкание

 

Александр Соснин беседует с заместителем директора компании «Метрополис-тур» Еленой Рожковской

 

 

Сегодня мы находимся в гостях у компании, которая занимается организацией морских круизов для россиян. «Метрополис-туру» удалось создать круизный продукт, соответствующий западным стандартам обслуживания пассажиров, и одновременно адаптированный для российского рынка. Рассказывает Елена Рожковская:

 

Компания «Метрополис-тур» была зарегистрирована в 1993 году. Тогда она специализировалась на разных направлениях деятельности, в том числе на обучении за рубежом. А в 1998 году в компанию влился коллектив, верой и правдой строящий круизный бизнес в нашей стране. Этот коллектив пришел из «Примэкспресса».

Не сразу мы смогли подступиться к своему любимому детищу – сначала работали как агентство. В 1999 году стали загружать теплоход «Ольвия» (бывший «Карелия»). Но в России с круизным флотом сейчас очень сложно, и в 2000 году мы зафрахтовали хорватский теплоход «Далмация». На «Далмации» мы сделали летнюю программу, состоявшую из семи круизов. А с 2001 года стали работать с теплоходом «Асседо», бывшим «Шота Руставели». Мы успешно отработали 2001 год, затем 2002 год, и сейчас стартует весенне-летняя программа 2003 года.

 

По каким маршрутам ходит «Асседо»?

 

Мы на рынке не первый год, и маршруты строятся исходя из реалий рынка. Весной и осенью мы работаем в Средиземном море. В июле и августе, когда на Средиземном море наступает жара, мы оттуда уходим – совершаем трехнедельный круиз вокруг Европы в Санкт-Петербург и далее выполняем круизы из Санкт-Петербурга по Северной Европе в разных вариациях. В начале осени возвращаемся на Средиземное море.

Работаем мы с весны по осень, с учетом особенностей нашего рынка. Мы пытались делать зимнюю программу в позапрошлый сезон, и заявили круизы по Южной Америке. Поначалу к этим круизам возник большой интерес, но после событий 11 сентября загрузить судно стало очень сложно. Конечно, было жалко, но от этой программы пришлось отказаться. Так что пока не получается работать зимой. Правда, в этом году мы сделали двухнедельный новогодний круиз по Средиземному морю, но это единственный рейс.

 

Елена Евгеньевна, все ваши круизы начинаются и заканчиваются в российских портах. Чем это обусловлено?

 

Да, мы уже второй год начинаем и заканчиваем круизы в российских портах. Сделано это для удобства туристов. Многие из них не очень любят перелеты, предпочитая добираться до порта наземным транспортом. Добавлю, что люди, как правило, считают деньги, даже если покупают самые дорогие путевки. Да и уровень достатка у наших туристов разный. Среди них есть, например, пенсионеры, которые могут год сдавать квартиру, чтобы потом поехать в круиз. И возможность легко и недорого добраться до порта отправления очень нравится нашим пассажирам.

 

А удобны ли эти порты для вас с точки зрения обслуживания судна, туристов и так далее?

 

Вы знаете, здесь есть масса разных тонкостей, но, скажем так, на сегодня уже удобно. Особенно после того как в прошлом году в Сочи наконец ввели в действие новый международный терминал. В прошлом году базовым портом для круизов по Северной Европе мы выбрали Калининград. Расположение этого города позволяло нам украшать круизы заходами в дополнительные порты – для этого было время. Но в этом году появились визовые проблемы с Калининградской областью, и мы вернулись в излюбленный пассажирами Санкт-Петербург. С точки зрения отправления пассажиров, организации регистрации и так далее Санкт-Петербург очень удобен. Но уходили мы оттуда в свое время из-за финансовых соображений – политика портовых властей оставляла желать лучшего.

 

Практика западных круизных компаний, когда речь идет о круизах в Европу, сводится к ежедневному посещению нового порта практически без дней в море. Расписание круизов «Асседо», напротив, составлено так, что теплоход много дней проводит в море, но при этом имеет продолжительные стоянки в портах. Мне как любителю морских круизов ваш вариант нравится больше. Скажите, такое расписание – это ваш осознанный шаг?

 

Это абсолютно осознанный шаг. Новые круизные пассажиры хотят посмотреть как можно больше. Но потом, когда они входят во вкус, то понимают, что круиз – это в первую очередь морское путешествие с заходами в иностранные порты. Достаточно один раз совершить круиз, чтобы понять, какое это блаженство – морской переход. Покупая следующий круиз, люди уже смотрят не сколько предусмотрено портов заходов, а сколько дней теплоход проведет в море. Море – это заряд энергии и тот самый отдых, ради которого едут в круиз.

По времени стоянок мы тоже отличаемся от западных круизных компаний. Менталитет нашего народа известен – мы не простые путешественники, нам не достаточно приехать в новый порт, сделать красивую видовую фотографию и вернуться на борт. Нам надо очень подробно все осмотреть, все выяснить. Для нашего туриста образовательная и экскурсионная составляющие очень важны. Составляя расписание, мы этот фактор учитываем. Например, на Лондон, Париж, Рим мы отводим по два дня, никак не можем лишить людей вечернего Амстердама. А если теплоход стоит в порту один день, то это полноценный световой день, за который человек может и принять участие в экскурсии, и прогуляться по городу.

 

Какие маршруты наиболее популярны?

 

Традиционно излюбленный маршрут – это трехнедельный круиз вокруг Европы. На нем, как правило, полная загрузка.

Наконец-то к этому сезону нам удалось переломить рынок, и теперь вполне коммерчески оправданными являются круизы по самому Северу. Мы вывели на рынок Норвегию, а в этом году мы делаем круиз в сочетании – Норвегия и Исландия. Это, конечно, роскошный маршрут. Там даже водопады разные – в Норвегии они искрятся, а в Исландии их можно захватывать ложкой. Кстати, такие северные круизы пользуются повышенным спросом у тех, кто в них уже бывал.

В позапрошлом году мы делали круизы до самого Нордкапа, крайней северной точки Норвегии. Люди, возвращаясь, не могли найти слов, чтобы описать тот восторг от того, что они побывали на краю света. Это было соприкосновение с вечностью.

 

Планируете ли вы расширить географию ваших круизов?

 

Об этом говорить немного рано, но планов очень много. В зимний период есть что показать нашему туристу. Например, уже просчитана совершенно роскошная программа круизов вокруг Африки.

 

Да, такое в мире сейчас мало кто предлагает…

 

А у нас эта программа готова, но вот рынок пока к ней не готов. Если же говорить о реальном будущем, то в летнюю программу будет каждый год добавляться что-то новое. Традиционный вроде бы круиз вокруг Европы каждый раз в обязательном порядке содержит какие-то новые порты. Это делается абсолютно осознанно, потому что у нас много постоянных пассажиров, и мы должны нашим любимым туристам предлагать что-то новое. Например, в этом году мы открыли Албанию, заходим в Шербур, Мадейру, Лесбос и так далее.

 

У «Асседо» что ни круиз, то новые порты захода. Вам не страшно, что туристы могут не пойти на не обкатанный маршрут?

 

Страшно, что на обкатанный маршрут туристы не пойдут. Нашим туристам обязательно нужно что-то новое. Даже в традиционных портах мы предлагаем альтернативные экскурсии для тех, кто уже здесь бывал. Например, когда мы прибываем в Гавр, не обязательно ехать в Париж. Люди могут посмотреть ту Францию, которой они не видели – Нормандию, Онфлер, Довиль. Всегда есть выбор.

 

Как происходит создание нового маршрута?

 

Программа составляется заранее, и это, конечно, требует определенного времени. Сначала экскурсионный отдел продумывает, какие маршруты можно предложить, причем с учетом того, чтобы они проходили по статистически спокойным местам и не было качки. Потом эти маршруты согласовываются с капитаном теплохода, потом – с портами захода. Это нормальная организационная работа, сначала – творческая, затем – техническая.

 

На кого рассчитаны ваши круизы?

 

Мы работаем в основном с русскоязычной публикой. Эта ниша в круизном бизнесе пустая, точнее, она заполнена только нами, поэтому основная наша забота – это русскоговорящие пассажиры. Помимо россиян, на судне представлена и наша эмиграция. Официальный язык на теплоходе – русский. Но у нас бывают и иностранцы, их привлекают наши маршруты. Персонал на «Асседо» к этому готов. Проблем с языком не возникает.

 

«Асседо» – бывший «Шота Руставели», известный теплоход. Расскажите о нем.

 

Когда теплоход принадлежал Черноморскому пароходству, он назывался «Шота Руставели». Действительно, судно обласканное, известное, оно делало валюту для СССР, в него вкладывались деньги, и оно прилично сохранилось.

Архитектура судна, на мой взгляд, гениальная. Приличная кубатура кают, хорошие мореходные качества… У теплохода большая осадка, и в сочетании со стабилизаторами качки это дает нужный эффект – теплоход очень хорошо справляется с волнением.

Когда судно перешло к новому хозяину, в соответствии с морскими правилами ему было сменено название.

 

А почему такое название - «Одесса» наоборот?

 

А это не «Одесса» наоборот. Одесса – это Асседо наоборот. Вокруг этого имени существует легенда. Слово «асседо» произошло от греческого «Нет воды». Так назвали место, где сейчас расположена Одесса, не обнаружив там никакой воды. А когда Россия завоевала эти области, приехала Екатерина и удивилась: «Как нет воды? Полно воды! Будем называть наоборот». Так родилось название Одесса. То есть кабалистика в названии судна присутствует, но это положительно направленная кабалистика.

 

Какова развлекательная программа борту «Асседо»?

 

Опять же, развлекательная программа рассчитана на нашего туриста. В каждом круизе у нас присутствуют артисты, совершенно узнаваемые для российских туристов. Это замечательные и симпатичные люди. Обычно в двухнедельном круизе на борту находятся представители пяти – шести различных жанров. Среди них обязательно певец, группа, артист разговорного жанра. Кроме концертов, традиционно устраиваются пиратский карнавал, пивной фестиваль, выборы «Мисс Круиз», шашлык под звездами.

Во время морских переходов жизнь на борту очень насыщенная. Во-первых, можно заняться спортом – поплавать в бассейне, поиграть в теннис, позаниматься с инструктором гимнастикой и аэробикой. Проводятся занятия по английскому языку, страноведческие лекции. У нас великолепный ведущий – любимец публики. Постоянно работает кинозал, в котором идут как детские, так и взрослые сеансы. В начале и в конце круиза проводятся капитанские ужины. Капитан «Асседо», Александр Николаевич Камудо, – филигранный судоводитель, и всегда с удовольствием общается с пассажирами.

 

А как организовано на теплоходе питание?

 

Питание включено в стоимость круиза. В дни стоянок у нас трехразовое питание. Завтрак – полноценный шведский стол с горячими блюдами. Обед и ужин подаются по меню, а основное блюдо можно заказать на выбор. Здесь же рядом – витаминный стол. На морских переходах между завтраком и обедом предлагается второй завтрак, затем – бульон на палубе, между обедом и ужином – сладкий стол, от которого отказаться невозможно – кондитер у нас великолепный! После ужина и вечерней программы – ночной буфет.

В меню включены безалкогольные напитки – чай, кофе, соки, вода. Спиртное включено в меню только на таких мероприятиях, как капитанские ужины, пиратский ужин, пивной фестиваль. В остальное время к услугам пассажиров бары, которых на теплоходе семь. По сравнению с иностранными судами и портами захода цены в них вполне умеренные.

 

Пассажиров часто интересует, какие на теплоходе каюты…

 

На «Асседо» все каюты без исключения имеют удобства – душ, туалет и умывальник, а каюты класса «люкс» - ванную. Все каюты кондиционированы, практически все имеют окна или иллюминаторы. Внутренних кают на «Асседо» всего три, и они раскупаются, как правило, в первую очередь – мы даже не успеваем опубликовать расписание. «Люксы» тоже продаются очень быстро. Пассажирские каюты расположены на шести уровнях. На стоимость путевок влияет, как расположены спальные места – в один или в два яруса. Но практически во всех каютах имеется дополнительный диван, поэтому даже ярусное расположение мест не критично.

 

Что бы вы пожелали нашим читателям?

 

Хочу пожелать всем не отказывать себе в удовольствии влиться в нашу круизную семью. Но сразу предупреждаю, что речь не идет об одном круизе. Это затягивает. У нас есть такая поговорка: «Минздрав предупреждает: морские круизы вызывают привыкание». Ну вы-то по себе знаете, что это такое.

 

Да, знаю…

 

Зато удовольствие посмотреть мир – невероятное. Так что обязательно попробуйте!

 

 

Москва, 4 июня 2003 года

 

 

Использованы фотографии с сайта компании «Метрополис-тур».

 

На главную страницу

Газета "Флот и круизы. Вестник "Инфофлота"
Материалы, опубликованные на сайте, разрешается копировать только с письменного разрешения их авторов